пятница, 14 апреля 2017 г.

Английский по-русски. Часть 3.1 - дошколята


Всем hello! Как и обещала (гыыы... больше года назад;), я к вам про английский рассказать;) Начало всей этой эпопеи про Английский по-русски можно почитать в первой ("Предыстория") и второй ("Формирование речи") частях.

Итак, сегодня - про самый естественный вариант "как заговорить (и т.д.) на английском языке". Проще всего это удается... дошколятам! Причем, чем младше они, чем раньше они столкнутся с английским (или любым другим иностранным) языком, тем быстрее и лучше освоят его.

Как же так получается? Наверняка вы и сами слышали, читали истории, как какая-нибудь семья переезжает в другую страну. Пока родители ходят в языковые школы, пытаются изучить лексику-грамматику, корпят над учебниками и разговорниками, их дети... что? Правильно. Их дети весело болтают с иностранными сверстниками в песочнице, на детской площадке, в садике... Болтают, естественно, на иностранном для них языке...

Удивительно? Да, нет. Это, скорее, естественно. В предыдущей статье мы говорили про формирование речи, помните? И что речь формируется... в среде! Ну, т.е. чтобы ребенок начал говорить, надо чтобы вокруг него говорили. Логично.




Если среда многоязычная, то и дети начинают говорить на нескольких языках, Гала не даст соврать, и Наида подтвердит, да, девочки? Знаете, меня искренне удивляют родители (например, даже в нашей многонациональной школе), которые говорят, что, мол, у ребенка совершенно нет лингвистических наклонностей, трудно ему английский  да и любой язык дается.

При этом в этих же семьях говорят на нескольких языках! Русский и армянский, адыгейский, цыганский, дагестанский, курдский и т.д. То есть ребенок УЖЕ свободно владеет двумя языками, но почему-то все уверены, что английский - это что-то другое, запредельное...

Английский язык, на самом деле, в наше время гаджетов, интернетов, сникерсов и стикеров изучить достаточно легко! Огромное количество английских слов мы и так уже знаем, заимствовали в нашу речь.

К тому же сколько обучающих сайтов, программ, приложений в свободном доступе... А уж книг, самоучителей, видео, аудио, онлайн-тренажеров - немерено... Добавьте еще и возможности научиться самому и научить своих детей английскому языку в специальных школах, на курсах, по скайпу, так вообще окажется, что изучение English - плевое дело...



Самое сложное - выбрать именно тот способ, который подойдет вам и вашим деткам. Сегодня про дошколят говорим, потому я расскажу, что происходит у нас с нашими Мирой и Радой в плане изучения языка, поделюсь ссылочками и способами внедрения английского в нашу жизнь.

Дошколятам проще изучить любой иностранный язык. Потому что они - не парятся. Они - не заморачиваются грамматикой. Они не вопрошают, почему про себя мы говорим I am Mira, но про сестру- She is Rada. Дошколята просто запоминают, что "это говорится так, а то - эдак". И все.

И, сидя в песочнице с другими дошколятами, детки улавливают базовые фразы, основные конструкции, как сказать, как похвастаться, как спросить, как попросить, как пореветь и объяснить, что другой не дал лопатку или сломал куличик из песка.

И да, дети совершенно не напрягаются (и даже не замечают) по поводу "детского акцента". Ну, в детсаду же все тоже говорят по-своему, по-детски, не всегда чисто и правильно выговаривая слова, верно? Так и по-английски. Поверьте, английские дети тоже не сразу говорят с правильной грамматикой и фонетикой. И даже многие взрослые тоже говорят с ошибками! Если что;)


Если вы и ваши дошколята хотите овладеть английским языком, начните с аудирования - учитесь понимать язык на слух! Как только уши привыкнут, рот сам начнет повторять звуки, слова, фразы и целые предложения. Это неизбежно.

Самое главное - это и есть то самое погружение в языковую среду, в которой детки смогли бы СЛЫШАТЬ английскую речь. Кстати, желательно, чтобы это была все же английская речь детскими голосами. Тогда дети точно не заметят никакого "обучающего" подвоха. "Уроки" английского языка им будут казаться классной и веселой игрой;)


После уже, через какое-то время регулярного СЛУШАНИЯ английской речи в голове ребенка начнут появляться те самые уточняющие вопросы: "Мама, а как по-английски будет "Я умею чистить картошку"?" или "Мама, а что такое delicious?"

Это - первые звоночки аналитической и синтетической деятельности, которую ребенок начинает осознанно выполнять. Ну, по-простому, ребенок дозрел и начал понимать, что существуют определенные конструкции (формулы), по которым строится речь. И в этих формулах можно просто менять слова и получать все новые и новые предложения.

Как так происходит? Ребенок СЛУШАЕТ и СЛУШАЕТ английскую речь. Начинает вычленять повторяющиеся конструкции (анализ). Пытается их повторить с теми же примерами, которые СЛЫШИТ. А потом - задумывается, а получится ли предложение с такой же конструкцией, но другим словом... Спрашивает у вас это слово, подставляет его в конструкцию и выдает предложение! (Это - синтез). Ребенок не только ПОНИМАЕТ речь на слух, но и ГОВОРИТ!!!


Подытожим еще раз: сначала ребенок попадает в ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ. Затем - он СЛУШАЕТ. Много и долго СЛУШАЕТ речь. После этого - АНАЛИЗИРУЕТ и ПОВТОРЯЕТ слова, конструкции, фразы, предложения. Дальше - СИНТЕЗИРУЕТ свои предложения при помощи новых слов. И, наконец, ребенок начинает эти предложения ГОВОРИТЬ!




Дальше уже проще. Дальше будет уже просто обогащение лексического запаса, веселая отработка слов в предложениях, в общении, вслух и про себя.

В какой-то момент ребенок (особенно научившийся читать на родном языке, хоть немного) обязательно спросит, а как же читаются эти слова на английском языке... Скорее всего, он уже будет знать и уметь петь весь ABC, заметит, что какие-то буквы очень уж напоминают русские, но звучат как-то по-другому.

И вот в этот момент можно будет легко обучить ЧТЕНИЮ на английском языке. Существуют многие методики, но лично мне понравились Sight Words (это такие базовые слова, овладев которыми можно прочитать самые простые тексты).

Эти слова - самые встречающиеся в языке, есть даже целые списки. Словечки не сложные, и легко запоминаются, как читаются и переводятся. Sight - т.е. как бы целиком взглядом охватываем слово, и так же целиком это слово запоминаем и не анализируем. Типа наших "ты", "я", "мама", "киса"...

Ну, а уже овладев чтением, можно и к ПИСЬМУ переходить (если рука дозрела). Но письмо - дело такое, второстепенное))) Хотя бабушкам открытки кривыми печатными буквами можно подписывать. Бабушки растрогаются;)


*все картинки и фото в публикации - с просторов интернета

Так что, если у вас есть в семье дошколята, можете с радостью обогатить их жизнь веселым английским языком! Им понравится, а заодно игры с иностранным языком еще и дополнительную пользу принесут: помогут развить музыкальный слух, самостоятельность, любознательность, лучше овладеть родным языком, научиться синтезу и анализу, без которых ой как трудно учиться в школе, да и вообще - жить;)

И в подтверждение моих слов, процитирую Галину Беккер (проект Lingvakids). Как раз в ее сегодняшней рассылке пришло;) 

" 5 причин начать учить английский в раннем детстве: 

  1. Исследования в области нейролингвистики показывают, что до 7 лет ребенок осваивает языки по принципу родного. Это значит, что он бессознательно усваивает фонетическую, морфологическую и синтаксическую структуру языка, что позволит ему в будущем свободно общаться на языке.
  2. Ребенок, который начал разговаривать на английском в раннем детстве не испытывает языкового барьера, который часто является основным препятствием свободного общения.
  3. Изучение второго языка помогает совершенствоваться в родном, так как знакомясь с структурами двух языков, ребенок бессознательно формирует мета-лингвистические знания о том, как устроены языки, что помогает в чтении, правописании и развитии устной речи.
  4. Благодаря развитому фонематическому слуху и мета-лингвистическим знаниям, дети легче осваивают третий и больше языков.
  5. Исследования в области изучения языков часто показывают, что дети, общающиеся на двух и более языках имеют преимущества в таких когнитивных способностях, как контроль, эмпатия, память, обучение и даже креативность."


На сегодня пока все. Следующая часть уже готова и постараюсь ее, может быть, даже завтра опубликовать. Хотела все в одном посте, но вышла такаааая простыня нечитабельная, что я разбила пост на три части. В следующей - про то, как наша Мира и Рада "учат" английский язык, плюс полезные ссылки. А завершит Часть 3 серия Q&A - Questions and Answers (Вопросы и ответы).

p.s. Про НЕдошколят тоже будут статьи;) уж теперь-то про школьников я еще больше знаю!!!

p.p.s. Про взрослых+английский тоже планирую написать. Знаю, кто-то из вас хотел бы узнать фишки и лайфхаки, как выучить язык во взрослом возрасте;) Всё возможно!

8 комментариев:

  1. Наташа, спасибо тебе!
    Так ты все по полочкам разложила, что прочитала, и думаю, все ж так просто, а почему я об этом не задумывалась?... И еще.. твой вот этот рассказ - хороший пинок мне. И за него тебе спасибо (за пинок))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, привет! Всему же свое время;) Вот, теперь ты и задумалась;) Буду рада помочь, если нужно)))

      Удалить
  2. Наташка, ты кладезь! Спасибо родная за КУЧУ полезной инфы!

    ОтветитьУдалить
  3. Ааааа, Ура, ура, ура!!!! Наташа спасибо за продолжение! С нетерпением жду часть про взрослых и английский! Охота всё-таки научиться не только понимать, но и говорить на нём =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тая, и тебе спасибо! Будет и про взрослых:) Не обещаю, что прям вот-вот, но мне и самой хочется про это писать:)

      Удалить
  4. Наташа, везде тебе плюсую! Из моего опыта с английским (хотя может ты уже читала у меня в блоге про адаптацию)- английский у меня всегда присутствовал в семье- мама преподаватель английского и папа мой работал в Министерстве внешних связей. Английский я учила в школе с 5-8кл и честно преподносили нам предмет ужасно просто, при чем я училась в трех разных школах и в разных городах. В российских школах (сейчас конечно может другая методика обучения, я училась в 90х) сильно зацикливались на грамматике и не было вообще ни какого акцента на восприятие слухом или разговорной практики.

    В Ирландию мы приехали когда мне было 13 лет, брату 10, по английски ни бэ, ни мэ.... Пришлось в срочном порядке учить английский, ибо в сентябре надо было идти в школу. За 8-9 мес мы пошли в школу с очень сносным языком! Во-первых Мама перестала с нами говорить по-русски, очень мало помогала когда мы пытались что то объяснить отчиму-ирландцу. Он до сих пор смеется, когда вспоминает как я у него спросила, если он один собрался идти в магазин и спросила- you go one? =)))

    Просила нас написать список продуктов на пример на английском, или прочитать и перевести что написано на упаковке в магазине и тд.

    Телевизор ествестенно был только на английском, я смотрела Винни Пуха =)) и Лиззи МакГвайер =) Потом мы познакомились с местными детьми и ходили гулять со словарем =)) В сентябре я начала учить английский, французкий, немецкий и ирландский =) Домашку делала в 4 строчки- предложение на иностранном языке, перевод на англ, перевод на русский и снизу русскими буквами как это произносится =) Потом постепенно строчек стало становиться все меньше =)

    Самым мощным толчком была подаренная мне отчимом книга Гарри Поттер =) Первую книгу читала со словарем и дико злилась что приходится отвлекаться на словарь =) Вторую книгу уже читала сама =)

    С французским я мучалась три года, но не дался он мне. Поэтому на окончание школы я оставила только немецкий. Учителя и методика совершенно не такие как в России! Сначала восприятие на слух, потом речь и только потом грамматика. В итоге учила я немецкий 5 лет, школу закончила вот уже 10 лет назад, язык не практикую, но с немцами общаюсь без сильного напряга.

    Кстати у нас в школе с английской грамматикой вообще не заморачивались! Я не знаю разных правил до сих пор, но просто знаю что выглядит или звучит правильно или не правильно. Мы когда в прошлом году были в России, я нашла свои старые тетрадки по английскому и ужаснулась за что мне ставили 4,5! Куча ошибок просто!

    PS теперь у меня русская граматика сильно хромает =( Так что извиняюсь за ошибки, коих я уверена тут куча

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Катюш, спасибо тебе за такой комментарий и твою историю! Очень интересно! И подтверждает и мои наблюдения за процессом овладения иностранным языком;) СПАСИБО!!!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.